Дело о магазине приложений
Рождение цифрового рынка приложений
App Store не был идеей Джобса. Он видел iOS как платформу для веб-приложений, и коллегам пришлось изрядно постараться, чтобы убедить его в том, что нативные приложения и удобный способ их распространения — это правильный шаг.
Выход iPhone OS 2.0 (да, тогда она ещё так называлась) с App Store и SDK для разработчиков стал по-настоящему поворотным моментом. Платформа взлетела в продажах, а вместе с ней появился и новый рынок — цифровой рынок приложений. Одним из условий этого рынка стала комиссия 30%, которую Apple взимала с каждой покупки и внутриигровой транзакции. И хотя изначально эта модель никого особенно не смущала, к концу 2010-х многие начали всё громче выражать недовольство так называемым Apple tax — «налогом Эппл».
Судебные тяжбы
Кульминацией стало судебное разбирательство между Apple и Epic Games. Epic настаивали на праве пользователей устанавливать приложения в обход App Store и использовать сторонние платёжные системы внутри iOS-приложений. Судья Ивон Гонсалез Роджерс (Yvonne Gonzalez Rogers) частично встала на их сторону, потребовав, чтобы Apple разрешили сторонние оплаты.
Apple вроде бы требования выполнили… но в стиле, который по-английски называют malicious compliance — формальное соответствие решению суда, сделанное с максимальным цинизмом. Вместе с кучей запугивающих экранов и предупреждений, компания решила взимать 27% комиссии даже с внешних транзакций. Они попытались как-то объяснить, откуда взялась эта цифра, но объяснения были настолько расплывчаты, что прояснилось ровно ничего.
Ожидаемо, что в интернете такое решение всерьёз никто не воспринял. Особенно — разработчики. Epic вернулись к судье Гонсалез с просьбой пересмотреть, как Apple «выполнили» требования.
И вот, несколько недель назад суд действительно посмотрел, как Apple реализовали постановление… и, мягко говоря, не был впечатлён. Более того, судья получила доступ к внутренней переписке топ-менеджеров Apple, и местами она вызывает чистый испанский стыд. Из писем стало ясно, что финансовый отдел, включая тогдашнего CFO Луку Маестри (ныне уволенного), агрессивно продавливал идею «зарабатывать любой ценой», даже если это нарушает закон или вредит репутации. Ну а Тим Кук, как CEO, эту позицию поддержал — несмотря на то, что внутри компании звучали более разумные голоса. В частности, Фил Шиллер (Phil Schiller), одна из главных фигур Джобсовской эры, призывал ослабить политику App Store и действовать по-человечески — в интересах сообщества разработчиков и самих пользователей.
В итоге, суд решил не давать Apple «второго шанса» на исправление своих косяков. С момента публикации своей позиции, компания (даже если она будет аппелировать, что она уже сделала) обязана перестать ограничивать разработчиков в США по подключению сторонних платежных систем. А все придуманные решения должны быть отключены.
Мечты о будущем
Очень круто было бы, чтобы, как это происходит в США и ЕС, эти решения и давление на компанию распространились по всему миру. Думаю, что в конечном итоге это исключительно вопрос времени. И само-собой я надеюсь, что компания сделает необходимые выводы.
О чём всё это говорит в общей картине мира? По-моему, о том, что Тим Кук довольно слабый риск-менеджер. В такие поворотные моменты — а судебное и антимонопольное давление последних лет именно такой момент — он должен принимать стратегические решения, которые работают не только здесь и сейчас, но и в долгую. Вместо этого Apple выставляет себя в крайне невыгодном свете, разрушая как уважение потребителей, так и (что не менее важно) поддержку разработчиков. Можете спросить у директоров Nokia и Blackberry, как быстро можно потерять рынок из-за неудачных стратегических решений…
Хочется верить, что существующая руководящая команда Apple раньше или позже уйдет на заслуженный отдых, а на ее место придут более молодые и дерзкие кадры, которые не будут бояться конкуренции, приоткроют платформы и, наконец, начнут тратить время не на бесполезные дорогие судебные разбирательства, а на то, чтобы радовать нас с вами своими продуктами и сервисами.